Развитие речи, по просьбе читатей
Ребенок рождается на свет лишь с потенциальной способностью речи, развитие которой представляет собой длительный и сложный процесс. Этот процесс характеризуется следующими особенностями:
4. Дальнейшим этапом в развитии речи детей является овладение правильными грамматическими и синтаксическими формами речи. В 2—3 года ребенок начинает широко применять в речевом общении с другими людьми уже не отдельные слова, а целые предложения. При этом наблюдаются отдельные ошибки в согласовании падежных окончаний, а также рода, числа, времени глагола и т. д.; дети в этом возрасте часто допускают неправильные обороты речи. В основе этих ошибок лежит неточность дифференцировки уже не отдельных фонем, а сложных сочетаний слов в предложения по правилам родного языка. Эти неточности преодолеваются путем систематического упражнения в правильном построении речи. Большое значение при этом имеет грамматическая, в частности синтаксическая правильность речи взрослых и постоянные их указания, направленные на исправление речи детей (так, например, в школе за правильностью речи детей должны следить не только преподаватели родного языка, но и все другие учителя), а также систематические упражнения в письменной речи. Овладевая письменной речью, человек присоединяет к деятельности слухового и двигательного речевых анализаторов также и зрительный анализатор. Благодаря этому значительно уточняются анализ и синтез речевых элементов при соединении их в различных формах речи. Письменная речь, в которой отдельные звуки обозначаются определенными знаками, содействует уточнению также и фонематического слуха.
Вследствие еще слабого развития двигательного речевого анализатора эти первые слова ребенка имеют искаженную, по сравнению со словами взрослых, звуковую форму («циты» вместо «цветы», «лекака» вместо «лекарство» и т. д.). Такие искажения исправляются очень медленно путем постепенного овладения точной дифференцнровкой рече-двигательных импульсов в соответствии со слышимыми правильными фонемами слов. Большое положительное значение при этом имеют постоянные указания и исправления со стороны взрослых. Наоборот, когда окружающие ребенка взрослые подлаживаются под язык ребенка и сами начинают в разговоре с детьми произносить слова по-детски искаженными, развитие правильного произнесения слов у детей задерживается и отмеченные искажения исправляются затем с большим трудом.
К полутора годам жизни ребенка усвоенные слова приобретают для него характер обобщенных раздражителей, обозначающих сходные предметы. Он начинает понимать речь взрослых даже тогда, когда она не подкрепляется непосредственным восприятием первосигнальных раздражителей. Это является условием для быстрого и значительного увеличения словаря ребенка, так как многие новые слова и их значение ребенок усваивает прямо через вторую сигнальную систему, лишь опираясь на накопленный запас первоснгнальных представлений.
Ребенок рождается на свет с недостаточно развитым рече-двигательным аппаратом: его гортань расположена значительно выше, чем у взрослого, ее хрящи очень тонки, мышцы диафрагмы очень слабы, рече-двигательный анализатор не в состоянии обеспечить точные артикуляционные движения губ, языка и т. д.
2. Понимание чужой речи развивается у детей раньше, чем самостоятельная устная речь. Уже на втором месяце жизни ребенок способен довольно отчетливо реагировать на слова окружающих лиц. При этом вначале такие реакции носят эмоциональный характер и связаны с восприятием интонации слышимых фраз. Ребенок по-разному реагирует на одни и те же фразы, произнесенные матерью или другими людьми (рис. 86). К концу первого года жизни ребенок уже связывает слышимые слова с обозначаемыми ими первосигнальными раздражителями, в известной мере независимо от того, кем эти слова произносятся. Он правильно реагирует на обращенные к нему слова «подними мяч», «положи ложку на стол» н т.п. В основе этих реакций лежит развитие слухового речевого анализатора, позволяющее ребенку точно различать фонемы слышимых слов: «ножик», «ложка», «стол», «стулья» и т. д. Однако на этой стадии развития речи слышимые слова соотносятся ребенком пока еще к определенным единичным раздражителям: речь взрослых понимается, если она относится к известной ребенку ситуации или подкрепляется непосредственными первосигнальными раздражителями.
Первые попытки артикуляционных движений отмечаются у детей на втором месяце жизни в виде так называемого лепета — произнесения отдельных звуков и их неопределенных сочетаний, еще не имеющих характера слов, т. е. не связанных условно-рефлекторно с теми или иными первосигнальными раздражителями и не являющихся пока еще их сигналами. Лишь к концу первого года жизни из этого лепета формируются первые слова ребенка, употребляемые им в целях речевого общения с окружающнми людьми. Эти первые слова состоят из одного или двух повторяющихся слогов («ма», «ди-дн», «ава» и т. п.) и иногда заменяют собой целые предложения (например, слово «ди-ди», произносимое ребенком р различных ситуациях, может означать: «дедушка, дай эту игрушку» ... «пойдем гулять»... «он будет сидеть с дедушкой, а не с кем другим» и т. п.).
1. Непременным условием развития речи является речевое общение детей со взрослыми. Наблюдения над детьми, в младенческом возрасте похищенными и вскормленными животными (волками, тиграми) и затем в 5—6-летнем возрасте возвращенными в людскую среду, показывают, что речь у них полностью не развита (д-р Сингх, 1940). Огромную роль в развитии речи у детей играет систематическое и направленное воздействие со стороны взрослых. По данным Н. А. Тих (1956), этим объясняются значительные индивидуальные различия в темпах развития речи у детей.
3. Развитие самостоятельной устной речи у детей значительно отстает от развития понимания ими речи других людей. Это объясняется более поздним развитием рече-двигательного аппарата и двигательного речевого анализатора. Благодаря этому ребенок, хорошо понимая обращенные к нему слова (на основании точной слуховой дифференцировки их фонем), сам произнести эти слова не может или же произносит их с большими искажениями.
Источник: http://motoden.ru